Что такое Soft Launch и его польза для приложения
Многие разработчики недооценивают важность мягкого запуска перед полноценным релизом приложения. И зря - он предлагает множество преимуществ и уменьшение риска провала. Мы расскажем, в чём состоит особенность такого запуска и на что обратить внимание.
Soft Launch
Разработка мобильных игр и приложений - индустрия с огромным оборотом денег, большой конкуренцией и растущими с каждым днём бюджетами. Цена приобретения пользователя всё растёт, затраты на рекламу также увеличиваются, да и по бюджету на разработку лучше не отставать, чтобы расторопные конкуренты не вырвались вперёд. Поэтому цена ошибки при запуске невероятно высока, и их лучше не совершать вовсе.
Однако человек не машина, и предусмотреть все проблемы при запуске у него не получится, даже с учётом закрытого бета-тестирования. Специфические ошибки, которые всплывают только при крупномасштабном запуске, могут сильно навредить впечатлению от пользователей, а времени на их исправление у вас будет чрезвычайно мало. Именно для этого и проводится так называемый “мягкий запуск” - soft launch, который поможет протестировать все аспекты её маркетинга и работы в реальных условиях.
Что такое софт лонч?
Многие разработчики, впервые разрабатывающие игру, недооценивают проблемы, с которыми они могут столкнуться на релизе. Особенно когда они касаются не столько технических моментов разработки, сколько вопросов маркетинга и взаимодействия с аудиторией. Поэтому на старте многие игры и программы могут попросту отвратить аудиторию, либо выстрелить далеко не так хорошо, как предсказывал ASO специалист.
Мягким запуском называется ограниченный выпуск продукта для небольшой аудитории с целью протестировать его “в боевых условиях”. Это уже не закрытый бета-тест, на котором отлавливаются и исправляются самые тяжёлые баги, но и не полноценный релиз, когда игру можно запускать в полном объёме. Таким образом определяются главные параметры его работы, по которым будет понятно, какое именно впечатление игра произведёт на аудиторию.
Софтлонч запускается в ограниченной аудитории, максимально похожей на ту, в которую вы целитесь. Однако привлекать её будет дешевле. Например, целясь в азиатский рынок, игру запускают в Тайланде, а для европейского обычно выбирают Финляндию.
В США дело обстоит несколько иначе. Благодаря административному делению на штаты, разработчики часто запускают приложение в одном прежде, чем распространить его работу по всей стране. Сторонние издатели же рекомендуют ориентироваться на австралийский рынок.
Главное - собрать максимально релевантную группу относительно вашей основной аудитории. Помните, что это ограниченный запуск, и несколько тысяч пользователей будет нормой. Но для полноценного релиза этого будет невероятно мало, и мотивированный трафик тут не поможет.
Мотивационный трафик что это? Фактически, это накрутка скачиваний через мотивацию в виде вознаграждения. Это помогает выбиться в топы магазинов, однако со временем может навредить из-за большого оттока пользователей.
Для чего нужен «мягкий запуск»
Запуская софт лонч игры, разработчики, как правило, определяют ряд своих целей, которые они хотят проверить перед полноценным релизом. Однако, помимо тестирования механик и поиска скрытых ошибок, стоит проверить ряд обязательных параметров. Среди них:
- частоту нажатий на рекламу. Также стоит выяснить, какие рекламные креативы привлекают больше людей, а какие - меньше, и внести соответствующие исправления;
- насколько легко продаётся ваш продукт. Как быстро он собирает естественных пользователей, не происходят ли отказы сразу после скачивания, и если да, то на каком этапе;
- демография приложения. Нередко бывает так, что, помимо рассчитанной заранее целевой аудитории, игра находит отклик и у другой категории пользователей. Соответственно, стоит изучить особенности новой ЦА, их выбор приложений и насколько хорошо вы потесните конкурентов в этой нише;
- насколько выгодным будет приложение в принципе. Стоит выяснить масштабы прибыли и перспективы её увеличения при полномасштабном релизе, а также вероятный рейтинг разработчиков мобильных игр. Также важно, чтобы приложение оставалось прибыльным даже при увеличении затрат на его работу и продвижение:
- определить виральность продукта - работает ли “сарафанное радио”, делятся ли пользователи своими впечатлениями о нём. Распространение информации таким образом - отличная реклама для проекта, особенно на первых порах после запуска.
Ответив на вышеперечисленные вопросы, вы поймёте, что ждёт ваш проект при полномасштабном запуске, а также какие коммерческие перспективы его ожидают. Также можно будет оперативно найти и исправить проблемы, которые могут и скорее всего обязательно возникнут на этом этапе.
Как понять что продукт уже готов к софт лончу?
Запуск продукта - ответственный процесс, который требует обширной подготовки. Не будем упоминать очевидные для готовности условия, вроде того, как написать приложение и рабочую версию игры без критических багов, рассчитать бюджет на рекламу и так далее. Сосредоточимся на трёх важных акспектах - определении целевой аудитории, анализе конкурентов и самого продукта.
Прежде всего необходимо понять, кто вообще будет пользоваться вашим приложением, составить портрет потенциального покупателя. Для этого нужно выяснить его возраст, проблемы, платежеспособность, потребности и поведение, которые будут затрагивать рекламные креативы, а также функции программы. Зная, куда целиться, вы сможете гораздо эффективнее использовать бюджет на разработку.
Изучение конкурентов нужно, чтобы определить ряд аспектов и трудности, с которыми вы можете столкнуться при запуске. Например, средние цены на внутриигровые покупки, возможные баги, боли аудитории и то, что им нравится больше всего. Анализируя конкурентов, вы будете смотреть на свой продукт как бы со стороны, определяя его слабые и сильные стороны.
Когда всё это будет известно, нужно понять, чем ваше приложение выделяется на фоне других. Будет это простота работы, привлекательный внешний вид, скидки или долгая поддержка, всё это должно совпадать как с вашими планами, так и с потребностями покупателей.
Как только анализ будет готов, можно запускать софтлонч.
Можно ли полностью обойтись без софт лонча и в каких случаях
Раньше, когда мобильный рынок был в разы меньше, можно было обойтись без предварительных оценок. Конкуренция была не такая высокая, и пользователи более неприхотливые, так что Андроид разработка приложений не требовала таких бюджетов. Сегодня же, если приложение или игра не понравилась, испортила первое впечатление тем или иным способом, её гораздо проще удалить и без особого труда найти аналог.
Поэтому цена ошибки при запуске игр невероятно высока - вы рискуете не только не заработать, но и даже не отбить бюджет на разработку. Чтобы избежать таких рисков, как раз и нужен софтлонч, позволяющий отработать работу приложения в “боевых условиях”.
Конечно, проводить мягкий запуск или обойтись без него - решать исключительно вам. Но статистика показывает, что без такой предварительной процедуры шанс с ходу собрать множество загрузок без каких-либо проблем достаточно низок. Если вы железно уверены в качестве продукта, лучше лишний раз проверить.
Если вы думаете, что популярные игры собрали свою аудиторию без софт лонча, то вы ошибаетесь. Обычно крупные магазины приложений попросту удаляют изначальные страницы, поэтому кажется, будто популярная игра всегда выглядела именно так.
Этапы запуска Soft launch
Мягкий запуск также имеет несколько этапов реализации. Каждый из них - обязательная проверка того или иного аспекта игры, который будет подвергаться наибольшей нагрузке при полном запуске. Рассмотрим их подробней:
- стабильность серверов. Эта проверка осуществляется путём набора большого числа пользователей. Если сервера не держат даже такую нагрузку, то что будет, когда игра пойдёт в полный релиз? Чтобы решить эту проблему, просто организуйте больше серверов;
- проверка ретеншн. Это показывает, как хорошо ваша игра может удерживать игроков на протяжении долгого времени. Для чистоты проверки стоит выбрать рынок, максимально похожий на целевой, как мы уже советовали ранее;
- тестирование монетизации. Последний этап проверки должен показать, насколько хорошо в игру внедрена монетизация. Нет ли проблем с платёжными системами, как часто игроки вообще обращаются в магазин и так далее - все эти критерии должны помочь вам исправить возможные проблемы в будущем.
Каждый этап может длиться достаточно долго, однако затягивать не стоит. Ведь иначе может получиться так, что к релизу подоспеет более расторопный конкурент, который оттянет всё внимание на себя. А ваша аудитория попросту перегорит за всеми рекламными обещаниями, да и Хакатон мобильные игры наступают на пятки.
Сколько инсталов необходимо - чтобы получить репрезентативную выборку?
Софт лонч проводится в скромном, по сравнению с полноценным запуском, масштабе. Поэтому важно понимать, каких чисел стоит ожидать и какая аудитория формирует репрезентативную выборку. Ведь именно от неё и зависит то, насколько хорошо “выстрелит” приложение после запуска.
Каждый этап софтлонча, которые мы перечисляли выше, требует разное число пользователей для проверки. Однако, если их будет больше рекомендованного, то это даже лучше - значит, что расчёты оправдались, и аудитория на старте также потечёт рекой.
Так, для проверки серверов нужно не менее 1000 инсталлов - меньше попросту не будет иметь смысла. Чтобы выяснить ретеншн, людей понадобится больше, не менее 3-5 тысяч. А для монетизации размах резко возрастает - чистая выборка будет гарантирована только при 10 и более тысячах установок.
Если ваше приложение собирает гораздо меньше установленной планки, то это тоже результат. Важно понять, почему так происходит и что стоит изменить в способах его распространения или продвижения. Иначе на старте вы бы также потеряли огромную аудиторию, а вместе с ней и прибыль. Многие русские разработчики игр споткнулись на этом этапе.
Техническая стабильность сервера
Стабильность сервера для современной игры - невероятно важная характеристика. Если наплыв пользователей будет слишком большим, и он попросту не выдержит такого числа загрузок, то зайти в игру не сможет никто. Для игр, рассчитанных на постоянное подключение к сети, а также для онлайн-приложений такая проблема просто невероятно опасна, поскольку вызывает массовый отток пользователей и надолго портит репутацию.
Поэтому первые тестирования проводятся в режиме софтлонч. Ведь если на этом этапе сервер рухнет под весом ограниченной аудитории, то при полноценном запуске нормально поднять его уже не получится.
Также вы сможете заранее обеспечить более мощное железо и стабильность при подключении пользователей.
Требование к стабильности, насколько бекенд может влиять на конверсию?
Недооценивать проблемы с сервером не стоит. Каждый раз, как он падает, это упущенная прибыль, ведь пользователи не могут подключиться к игре и вместо этого отправляются в другое приложение. А если проблем накапливается слишком много, то многие попросту задумываются - а стоит ли тратить на такой нестабильный проект время, если есть гораздо более играбельные проекты?
Такая проблема может повлиять на проект даже в том случае, если вы всё исправите в будущем. Клеймо “нестабильной игры с разрывом серверов” непросто смыть, и первые отзывы значительно усложнят вашу жизнь. Поэтому стоит как следует постараться, чтобы произвести хорошее впечатление на первых игроков, особенно если вы ищете способы, как монетизировать мобильное приложение.
Какие KPI цели должны ставится на мягком запуске
Если вы предпочитаете использовать KPI-подход для софт лонча, то жалеть на него ресурсов нельзя. Это важные показатели, которые вы обязаны узнать до полноценного запуска. В противном случае выполненный для галочки запуск потратит ваше время, силы и деньги, а на релизе вас всё ещё будет поджидать прорва проблем.
Помимо вышеописанных этапов, стоит выяснить, как хорошо вы вовлекаете пользователей и удерживаете их в приложении, как работает монетизация и многое другое, чтобы узнать, какого размера будет заработок на рекламе в App Store. Также важно проверить прибыльность приложения. Если сумма за привлечение одного пользователя меньше, чем он приносит за всё время использования, то это успех.
Тестирование Retention первого дня и недели
Retention - важный показатель, который даёт понять, насколько ваша игра хорошо удерживает пользователей. Он показывает, сколько процентов игроков вернулись после первого дня использования приложения. То же самое справедливо и для Retention седьмого дня, благодаря которому становится понятно, как раскрутить приложение в Google Play.
Таким образом, этот показатель невероятно важен для тех, кто планирует запустить игру и поддерживать её долгое время. Если Retention стремительно падает, то стоит выяснить, почему, и каким образом это можно исправить.
Тестирование CPI
Определяя способы монетизации приложения, стоит протестировать CPI - плату за скачивание приложения. Для рекламодателей это зачастую куда более выгодно, чем CPA и другие способы продвижения, поскольку так привлекается больше трафика из разных источников.
Тестировать CPI также важно, чтобы понять, какую прибыль в итоге будет приносить вам игра. Однако важно не попасть на фродовый трафик, иными словами, на мотивированные накрутки. Иначе все показатели будут попросту завышены и далеки от реальных.
Тестирование монетизации
Монетизация - главный пункт дохода мобильных игр, поэтому вопросу тестирования уделяется много времени. Тестирование hyper casual games проводится в течение всего времени софт лонча, однако свои конкретные очертания обретает примерно через месяц. За это время происходит поиск опорных точек, оптимального баланса и подстройка под рынок.
Впрочем, прекращать тестирование не стоит даже после полноценного релиза. Рынок постоянно меняется, и от вашей адаптации под него зависит, насколько успешно приложение будет продвигаться среди конкурентов-новичков.
В какой момент можно переходить к тесту монетизации
Монетизация - последний пункт в списке тестирования. Это связано с тем, что для начала вам нужно обеспечить стабильную работу приложения и всех его компонентов для привлечения максимального числа пользователей. И только после этого можно проводить первые эксперименты, если вы набрали достаточное число загрузок.
Если софтлонч показал слабые результаты, стоит ли идти к паблишеру?
В ряде случаев разработчики отправляются к издателю для того, чтобы исправить результаты софт лонча. Не всегда это срабатывает, ведь лучшие издатели игр могут попросту не принять такой проект по многим причинам. Однако, в ряде случаев специалисты могут помочь исправить основные аспекты для повышения популярности приложения.
Не бойтесь полностью отказываться от проекта, если вы видите, что публике он не нравится. Попытки исправить то, что уже не получится, сделают только хуже, и вы увеличите статью расходов. Даже большие и профессиональные команды регулярно отменяют свои проекты, поэтому беспокоиться на этот счёт не стоит.
Чек-лист по soft launch
Ещё раз пробежимся по главным пунктам soft launch:
- определите основные задачи и выберите источник трафика для минимизации колебаний выборки;
- наберите высокие CPI для гарантии высоких позиций в магазинах;
- экономьте на таргетинге - на этом моменте он нужен минимально, а зачастую и вовсе бесполезен;
- проверьте стабильность работы игры, серверов и основных механик.
Игнорировать софт лонч не стоит - даже при дополнительных затратах он окупится многократно в будущем и покажет вам, как продвигать приложения. И не важно, планируете ли вы игры, приложение или другой мобильный продукт. В условиях огромной конкуренции вам придётся как следует постараться для продвижения приложения.